C O N F E T T I журнал

Елена Павлова психолог, автор методики «Смарт Синема»: как любимые фильмы исполняют наши заветные желания
Елена, расскажите о синемалогии. Почему вы обращаетесь к этому методу терапии в вашей работе?



– На сегодняшний момент синемалогия не имеет себе равных как по своей эффективности, так и по безопасности для пациента. Также у меня есть определенные способности для этой работы. Эта психологическая техника – своего рода искусство. Знаете, шедевры создаются не каждый день и не всеми. Но, если вам дан такой талант, от него уже точно никуда не деться. Ведь в синемалогии основным инструментом является не образ, и даже не фильм, а личность терапевта.
Мало кто знает, что существуют десятки, даже сотни различных видов психотерапевтических техник. В каждой из них есть свои приемы, и таких приемов – тысячи.
Например, одна из самых простых техник – это поведенческая терапия, которая дает быстрый и хорошо заметный эффект. Но, как правило, результат этот неглубокий и длится недолго. Прекрасный пример профессиональной работы такого рода – это ТВ-программа «Модный приговор». Суть любой терапии – это создание условий для качественного изменения человека, и команда «Модного приговора» делает это с блеском.
Но, к сожалению, мы не знаем, что происходит с людьми после передачи, насколько они смогли сохранить и развить приобретенные навыки. Такая терапия достаточно проста в исполнении и зрелищна, поэтому легко ложится в формат ТВ-шоу. Она открывает, если можно так выразиться, «шкалу сложности» различных терапий.
Закрывает же эту шкалу самая трудоемкая, но, безусловно, и самая интересная терапия – синемалогия. Это занятия с уже добившимися успеха людьми, при которых используется сложный инструмент – работа с образами. И я говорю не об элементарных вещах, таких как метафорические карты или игровые техники, а о работе с фильмами и серьезными произведениями искусства. Эта терапия под силу далеко не всем психологам, да и необходима далеко не всем. Для таких занятий, безусловно, требуется найти «своего» терапевта. Ну а психолог должен найти «своего» пациента.

Как обычно проходят ваши сеансы?
– Есть два формата: групповой и индивидуальный. На групповом сеансе человек, как правило, не озвучивает свои проблемы или задачи. Но, что самое интересное, получает возможность их решить. Это действительно любопытный эффект. На групповых сеансах запускается мощный процесс рефлексии и глубинного анализа. А при индивидуальной терапии происходят постановка и решение определенных задач одного человека.
П С И Х О Л О Г И Я
В каких случаях лучше индивидуальное общение, а в каких – коллективный просмотр фильма?
– Гениально работает как раз комбинация групповых и индивидуальных занятий. Часто групповые сеансы служат знакомством с техникой и со мной. А на индивидуальные занятия люди приходят уже по рекомендации, видя результаты, к которым пришли другие. Кому-то интересны групповые сеансы, потому что это еще и вид интеллектуального досуга и общения с близкими по духу людьми. А кому-то нужен личный коучинг в путешествиях, переговорах, в острых ситуациях. Кстати, меня часто называют «911», потому что я могу снять проблему достаточно быстро, даже если это острая фаза горя или глухая депрессия. И много раз мне помогали в этом герои фильмов.

Влияют ли, на ваш взгляд, фильмы, которые мы смотрим в детстве, на нашу дальнейшую жизнь?
– Безусловно! Они нас сформировали. Поэтому родителям надо быть аккуратными в таком важном выборе. И не упускать момент, когда с помощью хороших фильмов можно создать у ребенка верную точку зрения на мир.

Почему именно кино имеет такое серьезное влияние на нашу душу?
– Потому что кино (cinema) – это движущийся образ. Вспомните школьную программу: раздел физики, изучающий движение, называется «кинетика». У нашей психики есть сознательная часть, которую мы называем «осознанность», и бессознательная часть – «бессознательное». Они разговаривают на языке образов.
Чтобы понять их пропорциональное соотношение, я дам пример образа. Возьмем айсберг. Верхушка айсберга – это осознанность, а могучая подводная часть – бессознательное. Видите, как просто можно говорить о сложных вещах посредством образа. А теперь представьте, что образ двигается, говорит, что звучит музыка... Это и есть то волшебство, к которому мы давно привыкли и которое называется «кино». Один сеанс «Смарт Синема» – это примерно 20–30 сеансов обычного психоанализа. Язык кино ярок и продуктивен, поэтому наша душа быстро напитывается и исцеляется.

Ваш любимый фильм или режиссер?
– Невозможно выделить один фильм и одного режиссера. Это как спросить у многодетной матери, кого из детей она больше всего любит. Но у меня есть подборка около 20 фильмов и актеров, участие которых делает фильм абсолютно синемалогичным, притом что не все фильмы таковыми являются.
«Рекордсменами эффективности» можно назвать фильмы «Форест Гамп», «1+1, или Неприкасаемые», «Афера Томаса Крауна», «Дьявол носит Prada»... Среди режиссеров нужно отметить Роберта Земекиса, Стивена Спилберга, Вуди Алена (вот кто точно гений симптомов и синдромов!), Эмира Кустурицу, обоих Михалковых... А моя любимая троица актеров – это Том Хэнкс, Мэрил Стрип и Леонардо Ди Каприо. Они идеально создают образы для методики «Смарт Синема».

Много ли можно сказать о человеке по его любимому фильму?
– На самом деле, очень много. Как правило, я спрашиваю о любимых фильмах, это уже точно дает много красок к портрету.

Многие утверждают, что в сложных жизненных ситуациях они задумывались, как поступила бы в таком случае их любимая героиня (герой), и таким образом находили решение. Это полезно делать с точки зрения «Смарт Синема»?
– Это одна из граней методики. На их занятиях люди становятся режиссерами, сценаристами, актерами и продюсерами собственной жизни. У них есть возможность примерить, выучить и взять на вооружение различные роли. При этом их нужно использовать осознанно. Синемалогия – это эффективный, безопасный, интересный и зрелищный метод. Аргументов для его использования более чем достаточно.

Важно ли писать сценарий собственной жизни, или это невозможно?
– Без сомнения, важно. Однако нужно помнить, что есть Промысел Божий. Есть тот, в чьих руках находится этот мир, и мы – часть этого мира.

Какую роль в синемалогии играет понятие «мечта»?
– Такую же, как и в обычной жизни. Потому что кино – это часть чьего-то существования. В последнее время ко мне все чаще обращаются с вопросом: «А правда ли, что вы можете реализовать мое желание?» Видимо тот, кто давал рекомендацию, рассказал о загадочной методике: смотришь фильмы и исполняешь свои желания!

Как же исполнить свои желания, смотря фильмы?
– Здесь как в пословице: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать – лучше показывать, чем рассказывать.
Если в целом, то, прежде чем ко мне прийти, человек должен как следует подумать, чего же он реально хочет в этой жизни. Если у него уже сформирован четкий запрос, то мы приступаем к следующему этапу. Если же нет, то он или она погружается в себя, в свою жизнь. Начинается потрясающее Путешествие к Самому Себе. Часто во время работы человек понимает, что то, чего он хочет, является иллюзией, обманкой, а настоящие его желания и интересы лежат совсем в другой области.
Потом для него начинается нечто странное. Он получает первый фильм. Первый фильм – это как первые шаги на пути к цели. Это только начало, он нам нужен для очень многих вещей. Но, в общем, я уже вижу, насколько проницательно эта женщина или этот мужчина видит жизнь, людей, какие области находятся в ее или его зоне осознанности, а какие – в «глубинной части айсберга». Мое дело – это стопроцентное попадание с фильмом, а от человека требуется работать и выполнять четкие инструкции.
Посредством фильмов я моделирую ситуации, в которых человек отрабатывает свои страхи, приобретает новые навыки, начинает расшифровывать скрытые послания, угадывать тренд, ловить озарение, тренировать интуицию. И это, поверьте, далеко не весь список. Из всего этого человек сам выстраивает победный план достижения своих желаний. Я просто создаю ему для этого идеальные условия.