C O N F E T T I журнал

Татьяна Лобанова: инструкция по применению волшебной палочки

О волшебстве, чудесах, сказочной мудрости рассказывает наш редактор Татьяна Лобанова – психолог, писательница, кандидат наук, руководитель Центра ресурсных практик «АРТеФАКТ».

Я – Репка, он – Серый Волк

Как вы думаете, почему одну и ту же сказку дети просят прочитать по сто раз? Вам она уже набила оскомину. А им все мало. Дети могут слушать знакомые сказки бесконечно, потому что ребенок меняется каждый день. В его жизни постоянно происходит что-то новое, изменяющее его точку зрения. Он будет слушать «Красную Шапочку» до тех пор, пока не вберет внутрь себя метафоры, идущие вне критики сознания, и не освоит их. Сказки – это способ передать детям житейскую мудрость. В метафорической форме они проживают и проигрывают ситуации, с которыми реально столкнутся и будут сталкиваться по всей жизни: как себя вести с друзьями, с врагами, на что можно рассчитывать, на какие качества опираться. Так что взрослым нужно набраться терпения и читать малышам сказки снова и снова. Любимая в детстве сказка не что иное, как отражение патовых поведений, очень согласовывающихся с данным ребенком. Активно наступательные дети хотят читать про Илью Муромца, Кощея Бессмертного. Кто-то зачитывается сказкой про Золушку, отождествляя себя с ней. Кто-то – про Красную Шапочку. Когда ребенок слушает сказку, он обязательно проигрывает ее с собой в какой-то роли. Если эта одежка ему впору, он будет слушать этот рассказ про себя еще и еще раз – он ему очень нравится. Конечно, детям нужно читать добрые истории. Но в сказках ребенок должен проживать разные чувства – страх, предательство, потерю... Если ему постоянно читать милые, добрые истории, а потом выпустить в жизнь, то, столкнувшись с чем-то негативным, он не будет знать, как себя вести: что-то его будет шокировать, что-то ужасно травмировать. Ему будет трудно пережить эту реалию – мир ведь имеет разные краски. Одним шоколадом ребенка нельзя кормить, можно, конечно, попробовать, но это плохо кончится. В соответствии с возрастом ему нужно давать и лук, и чеснок. Вот и в сказках - чем больше он проиграет ситуаций, тем больше будет его жизненная палитра стратегий. Его сложно будет застать врасплох, ведь он был и Железным человеком, и Золушкой, и Буратино, и Чипполино, и Мишкой, и Черепашкой. Был смелым, добрым, испуганным. Он спасался. Его похищали.
Взрослые тоже любят сказки, в частности, я, потому что они волшебные, а неправдоподобное случается и в жизни – это знакомо каждому. Бывают такие совпадения, которые невозможно объяснить статистикой или случайностью. Ты просто теряешь дар речи и не можешь понять, как это произошло: пять-шесть событий, совершенно не связанных друг с другом, вдруг состыковываются и дают неожиданный результат.
П С И Х О Л О Г И Я
В психологии есть понятие «сказкотерапия» – способ снять критику и оценку происходящего, здесь мы не напрямую, а иносказательно говорим о чувствах или событиях в жизни человека. Когда он приходит к психологу с какой-то проблемой – значит, как правило, находится в тупике, из которого ему самому сложно или даже невозможно выйти. Особенно, если это касается эмоций. Поступки люди могут сконструировать сами, спланировать и, худо-бедно, тяжело выполнить. Но от возникшего чувства горя, вины, обиды трудно избавиться. Если человек зациклился на них – значит, он перепробовал все известные ему варианты выхода из своего состояния, а результата не получил. Конечно, психолог может предлагать ему конструировать другие варианты, но, как правило, они будут нерезультативными комбинациями из уже ему известных. И тут на помощь приходит сказка. Она позволяет выйти за рамки своего видения проблемы. Ковры-самолеты, феи, говорящие звери, спасающие стихии, ветра, переносящие туда, куда надо, – волшебным образом действуют на человека. Метафора ассоциативно вызывает некий ряд новых соображений, потому что почти никто в реалии на волшебную палочку не рассчитывает. Одно дело – в сказках, и совсем другое – в настоящей жизни. Но именно благодаря волшебной сказке человек выходит за рамки своих наблюдений и видит ситуацию с другой стороны, получая новые ресурсы, что очень важно. Все мы имеем определенный набор ресурсов, которым привычно и успешно пользуемся. Но порой его недостаточно для решения проблемы, и нам невдомек, что стоит протянуть руку, и можно найти еще ресурс, воспользовавшись которым, получишь нужный результат, – сказка позволяет это сделать.
В сказках для взрослых есть и диагностические компоненты. Как и дети, взрослые тоже любят говорить о себе, и нет для человека предмета интереснее, чем он сам. Как-то ко мне в группу пришла клиентка, ухоженная женщина, финансово обеспеченная, жена капитана корабля, имеющая двоих взрослых сыновей-студентов. Послушав, о чем мы говорим, она сказала: «Наверное, я зря пришла – у меня нет проблем». В заключение встречи я всем предложила назвать любимую сказку. Скорее, чтобы отвязаться, ведь ей не хотелось участвовать в игре, Галина назвала «Репку». Но этот скоропалительный выбор оказался не случаен. Я попросила напомнить сказку – вдруг кто-то забыл. Она рассказывает, а я по ходу спрашиваю: «А, как вы думаете, что чувствовала репка, когда ее тянули?» «Свою силу, важность, ведь все суетятся вокруг нее». Я продолжаю: «А что дальше было с этой Репкой?» «Не знаю, думаю, ее принесли на веранду дома». «А дальше?» «Она была такая красивая, ее положили в вазу». «А дальше?» «Она лежала, лежала и стала вянуть, а ведь ей казалось, что она такая красивая, важная, а оказалось, что она никому не нужна», – вдруг грустно закончила Галина. Она дописала сказку, задумалась, и в группе повисло молчание. Сказка навеяла женщине мысли об одиночестве, в чем она сама себе никогда не признается: муж постоянно в плавании, сыновья живут собственной жизнью. В течение двух лет Галина регулярно стала ходить на мои групповые занятия. Другой пример. Успешный, импозантный мужчина лет сорока выбрал сказку «Иван Царевич и Серый волк». В группе все оживились: настоящий Иван Царевич. А он неожиданно отождествил себя с Серым волком. Я спросила: «Почему не Иван Царевич?» «Он какой-то дурной, беспомощный, и за него все делает умный, ловкий, хитрый, результативный, неутомимый Серый волк. Он решает все его вопросы». Я удивилась: «А вообще, кто он такой? Есть ли у него своя жизнь, где он что-то решает для себя?» Видимо, в душу человека закралось сомнение, заставившее его задуматься о собственной жизни, и он стал ходить ко мне на консультации. Познакомившись ближе, я узнала, что он и в самом деле постоянно решает чьи-то вопросы. Если бы не простенькая сказочка, кто бы мог подумать, что этому успешному, такому востребованному человеку, которого все ценят и везде ждут, внешний антураж, заменяет собственную жизнь, и это его очень тяготит. Конечно, хорошо, когда тебя все любят, но обязательно наступит момент, когда ты откроешь глаза и спросишь себя: кто я, где я, с кем я, что я для себя сделал в этой жизни? Мы получаем реальное удовлетворение только тогда, когда исполняем собственные желания. Бывает кому-то нужно без просьбы реально помочь, ты это делаешь, и тебе хорошо. Но, если вы до бесконечности будете отвечать на внешнюю мотивацию – приходи, ты мне нужен, хорошо бы ты помог... (хотя и будут греть вашу душу отраженные лучи благодарности, хорошего отношения) – в конечном итоге вы получите еду без витаминов, которых когда-то захочется, потому что у каждого человека существуют внутренние потребности, которые хотят быть реализованы. Они, словно цветок, пробиваются сквозь асфальт. Мы их не осознаем до той поры, пока они не взломают асфальт и не затребуют реализации.

ТАКАЯ РАЗНАЯ ИГРА
Все мы находимся в ролевом поведении. Насколько бы вы ни были искренни, социальное общение накладывает определенные ожидания от поведения. В магазине вы не будете бросаться на грудь продавцу со словами: «Спасибо, что мне посоветовали купить это платье». Если я мама, то буду себя вести соответственно маме, если я дочка, то в тот же миг переключусь на позицию дочки своей мамы. Ребенку я скажу: «Как ты мог это сделать?!» А маме: «Мамочка, прости меня, я совершенно не хотела и не думала так поступить, не представляла, что ты это болезненно воспримешь». Люди, не умеющие выдерживать эти роли, выглядят, по меньшей мере, странными или даже асоциальными.
Взрослые, как дети, нередко примеряют на себя разные роли. Некоторые даже напускают некую театральность, неискренность, играют не те роли, которые естественны в данном контексте. Если человек изображает кого-то из себя – это, как правило, демонстративно астероидный типаж, который стремится обратить на себя внимание, которое хочет получить: позитивное – ведет себя подчеркнуто мило, любезно, негативное (к примеру, не нравится компания, и он желает возмутить ее спокойствие) – любыми средствами вызывает огонь на себя. Такая нарочитая, демонстративная игра и чужая роль ни к чему хорошему не приведут: ведь желаемое получает не он, а изображаемый персонаж. Бутерброд проносится мимо рта, и человек все время хочет есть. Когда люди стараются не принимать негативные события как тяжелые, роковые, безвыходные, трудно переживаемые, в этих случаях я за такую игру. Это даже не игра, а некая мировоззренческая позиция. Помню, моя бабушка говорила: «Пережили блокаду, переживем и изобилие» или «Жили на рубль, проживем и на миллион». Она жила в Питере все 900 дней блокады, и всю жизнь потом оставалась неубиваемо оптимистична. Прожив тяжелую жизнь, потеряв сына, без вести пропавшего на фронте, она поняла, что важна только человеческая жизнь – все остальное нет. Когда кто-то пытался ее обидеть, она извиняла этого человека внутри себя, говоря – у него плохое настроение, у него такой характер, ему шлея под хвост попала, а на самом деле он хороший. Такое мировоззрение ей позволило дожить почти до ста лет.
Все люди делятся на две группы: одни, просыпаясь, говорят: «Ура, новый день, новые встречи, впечатления». Другие: боже мой, опять не выспались, опять нужно ехать по неочищенным улицам, машину будет негде припарковать. Ангелы, стоящие за их спинами, вздыхают – ну что ж, они опять себе желают, а придется исполнять. Как жить так, чтобы у тебя появился новый ресурс, и ты на все смотрел с удовольствием и не видел негативного, которое ты не можешь изменить. Сейчас научу. Привычка вырабатывается многократным повторением. Попробуйте встать, глубоко вдохнуть, вытянуться и выдохнуть со звуком. Вы сразу почувствуете, как в вас все побежало, наступил релакс, прокатилась волна. Эту телесную радость мы можем иметь каждую секунду. Но почему-то не хотим. Для получения телесного удовольствия достаточно себя погладить по плечам, рукам, взъерошить себе волосы – так вы можете протоптать себе дорожку в эмоциональное и интеллектуальное удовольствие. Людям, не осознающим себя, не живущим своей жизнью, как знакомый нам Серый волк, такие упражнения помогут задать себе вопрос, чего я сейчас хочу. Это знать вы должны каждые полчаса, но если вы об этом не спросите у тела и не осознаете его – ничего не получится. Я вот, к примеру, уже устала писать, хочу поменять позу, встать подойти к окну, сделать глоток воды. Чтобы не забывать спрашивать себя, что я сейчас хочу, поставьте на телефоне сигнал, напоминающий вам об этом, и появится привычка осознавать себя.

ВСЯ МУДРОСТЬ В СКАЗКАХ
О чем любимые сказки? О добре, зле, подвигах, чудесах. Каждая несет в себе собственную мораль. «Золушка» – о справедливости. О том, что если ты, засучив рукава, будешь долго и упорно трудиться, тебя ждет волшебство, и все на Земле будет в твоих руках... А те, кто не заслужил награды, получат наказание. Но хороший результат нужно обязательно заслужить, пройдя через ряд испытаний, – к примеру, отказаться от желанной хрустальной туфельки в пользу сестры. В психологии существует тема – путь героя. Сначала идет инсайтизация – человек сидел-сидел, и вдруг что-то ему стукнуло, и он пошел искать себе приключения: заводит новый бизнес, разведывает какие-то новые сферы деятельности... Но на его пути обязательно возникают архитипические ситуации, и он проходит этапы сомнений, препятствий, страхов, помощи и сотрудничества, достижения первых результатов и, наконец, ура – победа. Если мы представим жизнь каждого человека, то увидим, что все мы проходили через эти этапы, пусть, не через все двенадцать подвигов Геракла. Но, начиная новые отношения и новое дело, мы все-таки многих пунктиков не миновали. Сказки как раз про это.
Сейчас я подумала о сказке «Волшебник Изумрудного города», о маленьком незначимом человечке Гудвине, который обставился хитрой атрибутикой, сделавшей его великим и ужасным. И, хотя благодаря созданному антуражу, он находится в полной безопасности, это глубоко несчастный, робкий человек – никакой, потому что никто не знает, кто он на самом деле, никто к нему не относится, как к конкретной личности. Он играет выбранную роль, раздавая мозги и храбрые сердца, и хочет быть интересным всем. Но это его не спасает. Сколько таких Гудвинов в реальной жизни?!
У сказки «Снегурочка» своя мораль – не в свои сани не садись. Девочка хотела попасть в компанию людей во вред себе и сгорела. В настоящей жизни такие ситуации сплошь и рядом. Вот собирается компания молодых людей, все пьют алкоголь, а девушка или парень его не употребляют, но они будут вынуждены начать пить, если нахождение здесь для них сверхценно. Вот оно сгорание в чистом виде. Может быть, кому-то нужно жить в деревне, а он гонится за пресловутым успехом, квартирой в столице, машиной - а в результате получится из него та же Снегурочка. Кто-то гонится за высшим образованием – как же иначе, мои родители не представляют, что я его не получу. А ему оно сто лет в обед, тем более он сам не знает, чего хочет. Родители сказали: иди на филфак. Пошел, поступил. В итоге от диплома, как от реализации чужой задачи, – никакой радости, кроме чувства усталости. А для кого-то это был бы предел мечты.
Сказка «О рыбаке и Золотой рыбке» – тоже назидательная. Она декларирует определенные моральные принципы. У старика – подчиненность и полное отсутствие собственной воли, у старухи – жадность и неумеренность. И та, и другая стратегия приводит к провалу. Если у человека завышенные притязания, он потеряет даже то, что имел. Наглядный пример с вкладчиками МММ.
В сказке «По щучьему велению, по моему хотению» отражено такое хитрое понятие, как национальный характер. Элемент удачливости есть во многих наших сказках. В них две категории героев: одни землю роют, чтобы чего-то добиться, другим – просто повезло. Это вполне реальные ситуации. В жизни элемент удачи очень важен. Если мы не верим в удачу, то сужаем свое поле зрения и роем только свою канаву. И напротив, когда верим в нее, можем прихватить и ковер-самолет, и волшебную палочку – что нам поможет сразу перескочить на другой уровень. Но для этого, конечно, нужно что-то делать, ведь Емеля тоже не сидел на печи, а пошел за водой.
Сказочным героям часто предлагается выбрать правильную дорогу: на камне написано – налево пойдешь одно найдешь, направо – другое, прямо – третье. Иногда полезно рискнуть, чтобы получить желаемое. Мне очень нравится сказочное задание «иди туда, не знаю, куда, принеси то, не знаю что». Такая задача для человека сама по себе интересна и нестандартна. Она рассчитана на смекалку, ловкость, искрометную бесшабашность. Это игра, кураж.
Видимо, в силу профессии я люблю сказки про взаимоотношения героев, типа «Лиса и журавль», «Маша и Медведь», где можно понаблюдать, кто как себя ведет во взаимодействии. В детстве очень любила сказку «Золотой ключик». Наверное, мне нравилось, что с Буратино произошел хороший личностный рост: он сначала был поленом, потом развился, дошел до цели и спас кукол. Преодолев себя, он прошел путь настоящего героя.

ЧУДО – РЯДОМ
Вы спросите, как в реальной жизни добиться появления чуда? Легко научу. Моя любимая фраза – нет ничего легче. Вторая любимая фраза – все надо делать быстро. Чудо – это интуиция, сфера осознаваемых желаний. Доверяйте ей, и с вами случится чудо. Когда произошел финансовый кризис, и многие в одну ночь разорились, мой доход увеличился в пять раз. Я поднялась. До кризиса никто не думал покупать доллары, ситуация казалась стабильной. А я подумала – что-то мне не хочется поступать, как все, и купила. Это и было чудо. В жизни каждого человека есть моменты, когда ему что-то подсказывает, как надо поступить, или, напротив, тормозит его действия. Не пропустите их. Чудо – это оказаться в нужное время в нужном месте.
В новом году я желаю всем читателя как можно больше чудес. Они в наших руках. Если ваше сознание находится в согласии с подсознанием и вы видите хорошие цветные сны, запоминаете их – значит, в вашей душе царит мир и вы обладаете хорошей интуицией. Желаю всем добрых, красивых, цветных снов.
Если у вас возникли вопросы, пишите на мой сайт. Я обязательно отвечу.