C O N F E T T I журнал

Радомира Красавина: создание Международного вокального центра «Сольвейг» при Московском доме композиторов
Прошло уже больше 15-ти лет с того момента, когда сама жизнь вывела музыканта, режиссера, либреттиста Радомиру Красавину на создание Международного вокального центра «Сольвейг» при Московском доме композиторов. С тех пор в жизни центра многое изменилось, а масштаб его творческой деятельности стал грандиозен.
На данный момент через наш вокальный центр прошли тысячи учеников, за этот период сложилась прекрасная команда профессиональнейших педагогов – солистов оперных театров, великолепных джазовиков, рок-исполнителей. Думаю, на сегодняшний день (я отвечаю за свои слова) вокальный центр «Сольвейг» – одна из лучших школ по вокальной и театральной подготовки ребят, мечтающих добиться успеха в профессиональном будущем – поступить в лучшие отечественные и зарубежные музыкальные вузы, стать ведущими солистами оперных театров или самыми яркими участниками различных музыкальных проектов. Наши воспитанники действительно лучшие из лучших, настоящие звездочки вне зависимости от того, выбирают ли они профессиональную музыкальную стезю или их жизнь складывается как-то иначе. Одни выбирают сольную певческую карьеру, другие уходят работать в кино, третьи – в театр. Кто-то становится звукорежиссером, а кто-то настоящим профессиональным композитором. При этом мы не позиционируем себя как профессиональное учебное заведение. «Сольвейг» – это творческий центр, где ведется кропотливая, ювелирная работа по подготовке каждого из солистов к профессиональной деятельности, но в основе работы нашего центра в первую очередь стоит задача гармоничного, духовного воспитания личности, воспитания хорошего музыкального вкуса.
Для нас важно культурное развитие наших солистов в целом, их умение отличать хорошее от плохого, так как сегодня, на мой взгляд, к сожалению, сильно сбиты ориентиры в искусстве и культуре. Сегодня вниманию публики предлагается огромное количество проектов (в том числе грамотно распиаренных). Где те критерии, которые помогут вам разобраться в сегодняшнем мире бесконечных предложений и возможностей? Именно поэтому обучающие программы в нашем центре детально выверены, они всегда индивидуальны и отвечают именно вашим интересам. Помимо постановки голоса, у наших солистов есть возможность заниматься фортепиано, гитарой, композицией, всеми дисциплинами музыкального театра (актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение, основы режиссуры) и т. д. К десяти – двенадцати годам наши юные солисты, как правило, определяются с музыкальным направлением, в котором они продолжают работать. При этом академисты имеют возможность выступать с инструментальным ансамблем, или даже оркестром, джазовики – с живым джаз-бандом, рок-исполнители – с настоящей рок-группой. Для участия в концертных программах мы также приглашаем ведущих солистов театров, филармоний, которые составляют блестящую компанию нашим воспитанникам. В МВЦ «Сольвейг» очень активная творческая жизнь и совершенно необыкновенная атмосфера. Это отмечают все, кто так или иначе становится причастен к нашей жизни. Ежегодно мы проводим два серьезных международных конкурса, которые связаны между собой: вокальный конкурс им. Исаака Дунаевского «Веселый ветер» и конкурс композиторов и аранжировщиков им. Исаака Дунаевского. В них принимают участие профессионалы, любители и дети. «Сольвейг» ведет активную гастрольную деятельность, сотрудничает с различными зарубежными коллективами. Солисты центра участвуют в масштабных уличных представлениях и, вместе с тем, проводят элитные концерты в замках. За это время, также был создан учебный театр, в постановках которого принимают участие дети, студенты и профессиональные исполнители. Мы организовываем мастерские и музыкально-театральные академии, как в Доме композиторов в Москве, так и за рубежом. Все наши проекты, конечно, взаимосвязаны. Например, композиторы, ставшие победителями нашего конкурса, получают возможность постановки в театре «Сольвейг» своих сочинений силами солистов центра, а также исполнителей, ставших лауреатами в вокальном конкурсе. Получается некий огромный живой организм. Еще мы проводим мастер-классы известных режиссеров и теле- и радиоведущих, встречи со звездами классической и популярной музыки. Ребятам всегда интересно и полезно с ними пообщаться.

– С какого возраста можно начинать обучение пению и музыке в вашем центре?
– К нам приходят совсем малыши-дошколята годика в 3-4. Некоторые из них к 6-7 годам уже становятся маленькими профессионалами, прекрасно понимая, чего от них хотят, уверенно чувствуя себя на сцене. Самые юные солисты также становятся лауреатами вокальных конкурсов, участниками спектаклей. Подготовка самых младших солистов – это их знакомство с миром через музыку. На занятиях они осваивают первоначальные навыки вокального дыхания, основы сценического движения, ритмики. Им предоставляется полная свобода фантазии! Они озвучивают мультфильмы, лепят и рисуют музыку после знакомства с музыкальными произведениями, при этом неслучайно выбирая цвет и форму своих «шедевров». Конечно, занятия проходят в игровой форме, но в это время наши малыши постигают этот волшебный и универсальный для всего человечества язык – язык музыки. В школьном возрасте ребята занимаются очень активно и серьезно, уже пытаясь сделать акцент на том, что будет им интересно в будущем. Наблюдая за тем, как дети и подростки занимаются в нашем учебном театре, просто удивляешься тому, какие они глубокие, интересные, умные, какие поразительные режиссерские решения они принимают – оригинальные, тонкие, неожиданные. Не могу не сказать, что к нам приходят и совсем взрослые люди, иногда с поразительно яркими данными, когда хочется воскликнуть: где вы были раньше?! А они всю жизнь мечтали петь, выходить на сцену, и мы им предоставляем такую возможность. Люди на глазах меняются. Удивительно наблюдать это преображение, когда вместе с крепнущим голосом выправляется осанка, начинает лучиться взгляд.

– Неужели занятия музыкой, вокалом могут так менять что-то в человеке?

– Порой кажется, что это какое-то волшебство. Действительно, эластичность, пластичность приобретают не только голосовые связки, но как будто все тело и нутро человека приобретают новые качества. Я уже не говорю о состоянии полета и самого настоящего счастья, которое начинаешь испытывать от правильного пения. В человеке будто бы возникает некая радостная сила! Я наблюдая эту историю перемен к лучшему уже достаточно длительный период. Радостно осознавать, что это встреча в «Сольвейг» с музыкой, вокалом, театром порой помогает нашим воспитанникам выбрать свою интересную, неповторимую дорогу в жизни и судьбе – это дорого стоит. .

– Чем для вас самой является музыка?
– Конечно, это мое призвание, моя профессия. Но, если быть точнее, музыка – целый мир, некая параллельная реальность, к которой можно прикоснуться, можно постигать ее законы, которую можно творить... И эта реальность проникает и в наш мир, в наши сердца и дает нам возможность общаться на этом бесконечно прекрасном и непостижимом языке. Но все-таки призмой, сквозь которую я с детства смотрела на этот мир, являлась метафора. Метафора поэтическая, сценографическая, музыкальная... Отсюда все мои возможности в итоге сложились в главный проект моей жизни – музыкальный театр. А дальше круг замыкается, так как в музыкальном театре главенствует музыка!

– Кому из учеников вы советуете связать свою жизнь с музыкой, театром?

– Тем, кто без этого не может жить. Часто можно услышать: как жаль, что у меня нет ни слуха, ни голоса. Как правило, такие установки возникают или после некорректных комментариев взрослых, или как внушенные кем-то мысли. Дети очень естественны, органичны и в тоже время доверчивы. Они открыты этому миру. Для них между жизнью и игрой – очень тонкая грань. При помощи опытных специалистов у них действительно все получится. Поверьте, голос, как и музыкальный слух, есть у каждого. Основная проблема чаще всего в раскоординированности певческого аппарата, когда по отдельности все есть, а вместе – не работает. Научить вас управлять своими возможностями благодаря тем правильным навыкам, которые мы прививаем, – вот наша основная задача. По сути, музыкальным инструментом являетесь вы сами. Этот инструмент нужно настроить, отладить и научиться на нем играть. Подобно отпечаткам пальцев, голос – единственная в своем роде и неповторимая характеристика каждого человека. Представляете, как потрясающе полноценно зазвучать своим тембром в этом мире, расслышать краски своего голоса и через него выявить ярче собственные личные качества!...

– Радомира, мы с вами незаметно затронули философские темы, что всегда безумно интересно. Как человеку не потеряться в современном мире и воспринимать себя в нем крупным планом?
– Очень важно понять, почувствовать, что является твоей сутью, то, что важно лично для тебя. И не оглядываться по сторонам, примеряя на себя чужие успехи, чужие, не свои устремления. Сегодня мир полон возможностей, а по сути, соблазнов, порой уводящих человека от самого себя. Их так много, что ты готов разорваться на части в попытке охватить как много больше. Каким дивным даром владеет человек, которому хватает мудрости оставаться самим собой, какой легкой походкой он идет, улыбаясь, по жизни! Пути, по которым мы уходим от себя, похожи на тетиву: чем дальше – тем натяжение, напряжение сильнее. Но и возвращение к себе (конечно, при условии вашего желания быть самим собой) будет мощнее и ярче, а возможно, и больнее. Иногда нужно и поплакать, погоревать над своими ошибками. Но это осознанное возращение к себе дарит столько внутреннего счастья! Так звук рождается из тишины, зерно звука – тишина. Так и ощущение цельного, настоящего себя – это не внешние громогласные победы, а тихое внутренние свечение. Камертон, который звучит из самой глубины сердца, не бывает неточным, он не обманывает.

– Что такое счастье в вашем понимании?
– Повторюсь, это возможность быть собой и в личной жизни, и в профессиональной. Но счастье – это не застывшее, законсервированное состояние души, это всегда движение. А еще это мастерство. Мастерство внимательно прислушиваться к глубинам души, устремляясь в наших движениях (профессиональных, личных) – вовне. Найти этот баланс между усилием внутренним и внешним – для меня и есть гармония. Вот эта самая гармония, которая для меня и является счастьем. Осознанная гармония, к которой вы постоянно стремитесь. Вот коротенькая история, которая поможет вам понять, о чем я говорю. С самого детства я очень любила потрясающий мимолетный период цветения сирени весной. Всегда улучала момент найти на ней пять лепестков. И каждый раз загадывала желание, а может быть, и не одно. Прошли годы. По-прежнему обожаю сирень. Но как-то вдруг поймала себя на мысли, что не всегда теперь успеваю нырнуть с головой в этот сиреневый аромат, не успеваю разглядеть те самые пять лепестков. В тот момент я почувствовала, что нечто очень важное упустила из своей жизни. С тех пор, когда весной цветет сирень, стараюсь, как в детстве, успеть найти волшебное соцветие из пяти лепестков. Так важно находить возможность радоваться простым и доступным вещам здесь и сейчас. Но порой мы забываем об этом, когда мчимся вперед по жизни на неимоверных скоростях, не обращая внимания на те незначительные особенные моменты, которые так щедро жизнь дарит нам каждый день. А ведь именно благодаря им душа наполняется теми чувствами и силами, которые потом помогают нам справиться с самыми разными задачами.

– Красивая история… Вам повезло найти свой путь, а как его отыскать другим людям?

– На профессиональном пути важно, чтобы рядом оказался специалист, который мог бы подсказать необходимые моменты и помог в осуществлении задуманного. На жизненном пути, даже если вы поняли, что идете не той дорогой, не стоит бесконечно переживать по этому поводу. Вероятно, вам необходимо было ее пройти. Может быть, вы приобрели в этот момент тот бесценный опыт, который сегодня, когда вы находитесь на пути к себе, поможет вам ощутить состояние счастья в значительной степени осознанней и глубиннее.

– Не могу не спросить вас Радомира, что вы думаете о женском счастье?

– Думаю, это так же постоянная тонкая работа над собой. Правда, это не стремление соответствовать каким-то
исключительным
или общим тенденциям, а желание раскрыть то, что есть только у тебя! Такая женщина всегда остается интересной окружающим, но ее это беспокоит в наименьшей степени. Она настоящая, непостижимая, загадочная... Как этого достичь? В тишине. В умении слушать собственное сердце. В умении полюбить свой образ, полюбить себя. А через это уже полюбить весь этот удивительный мир, так щедро дарованный нам Богом, с его бесконечно прекрасными подробностями.
М У З Ы К А